booked.net

Официальный сайт

658480, Россия, Алтайский край, Змеиногорский район, г. Змеиногорск, улица Л.Толстого, д.6

Карта сайта

Консультация для учащихся по профориентации.

 Труд по обязанности – это работа,

а работа по склонности – это досуг.

Бернард Шоу.

 Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкивается старшеклассник, это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый молодой человек. И здесь главное не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор – это и будет началом к успеху, к самореализации, к благополучию в будущем.

Вопрос самоопределения начинает осознаваться уже в 14-15 лет.

При выборе профессии важно учитывать 3 компонента:

  1. «Хочу» - желание человека заниматься выбранным делом.
  2. «Могу» - уровень подготовки, знаний. Способность выполнять данную работу.
  3. «Надо» - спрос на профессию, востребованность этого вида деятельности на рынке труда.

Для правильного выбора важна обоснованность, придающая уверенность в собственных действиях, поэтому педагог объясняет ученику:

* эта профессия должна соответствовать твоим способностям и интересам (уверенность в пригодности к выбранной профессии);

* необходимо реально оценивать свои возможности и поступать в соответствующее учебное заведение;

* необходимо знать все о той профессии, которую хочешь получить 9знание о содержании труда и перспективе развития профессии);

* надо знать, понадобится ли обществу выбранная профессия.

Я помогу получить уч-ся представление о профессиональных склонностях и способностях, определить свою направленность на определенный класс профессий.

Методика помогает определить степень своего желания заниматься этой работой и способность ее выполнять.

Можно использовать методику «Мотивы выбора профессии»: внутренние и внешние, индивидуально значимые и социально значимые.

Если у ученика преобладают внутренние индивидуально значимые мотивы, то ты правильно выбираешь профессию, т.е. учитываешь свои «хочу» и «могу», и для тебя важно дальнейшее развитие профессии.

Если преобладают внутренние социально значимые мотивы, то при выборе профессии ученику важно, насколько его работа поможет окружающим людям.

Если преобладают внешние мотивы, то для ребенка важны:

* при преобладании внешних положительных мотивов условия работы, а не сама работа;

* при преобладании внешних отрицательных мотивов, - одобрение окружающими твоего выбора.

 

Факторы, влияющие на выбор.

  1. Интересы, склонности.
  2. Уровень притязаний.
  3. Способности.
  4. Состояние здоровья.
  5. Личные и профессиональные планы.
  6. Самооценка.
  7. Информированность.
  8. Востребованность.
  9. Мнение значимых людей.

Планирую провести дифференциально-диагностический опросник. Данная методика позволяет выявить интересы и склонности человека к определенному типу профессий.

Начала курса занятий «Мои профессиональные намерения».

Цель: Оказать психолого-педагогическую поддержку уч-ся 8-9 классов, открыть перспективу личностного развития и помочь определить свои жизненные планы и выбрать правильный путь.

 ПОКАЗ СЛАЙДОВ:

  1. Водитель.
  2. Маляр-штукатур.
  3. Кондуктор.
  4. Официант.
  5. Пекарь.
  6. Строитель.
  7. Уборщица.
  8. Швея.
  9. Парикмахер.
  10. Повар.
  11. Работник кафе. 

 

 Рекомендации для учащихся, воспитанников

Чем старше ты становишься, тем важнее становятся взаимоотношения со сверстниками.

Друг – это человек, который:

  • Тебя поддерживает и одобряет.
  • К тебе прислушивается.
  • С тобой всем делится.
  • Часто бывает с тобой.
  • Помогает тебе.
  • Критикует тебя, не подвергая сомнению дружбу с тобой.
  • Хвалит тебя.
  • Принимает тебя таким, какой ты есть.
  • Честен и искренен с тобой.

Друг – это человек, который навещает не твою семью, не твой дом, а тебя, которому нужны не твоя квартира или машина, а ты!

Настоящий друг не стремится тебя перевоспитать. Но и ты должен принимать его таким, какой он есть. А это не всегда получается.

Нужно помнить, что каждый человек сам выбирает себе друзей.

Люди очень разные, и в каждом есть как положительные, так и отрицательные качества.

Мы выбираем друзей, исходя из привлекательных для нас качеств.

Друг – это человек, с которым тебе интересно и который может тебя понять.

При этом совсем не обязательно, чтобы вам друг в друге все нравилось.

Надо уметь идти на компромиссы, уметь с пониманием относиться к недостаткам другого человека и прощать какие-то его слабости.

Но и он должен платить тебе тем же. А значит признавать за тобой право не соглашаться с ним во всем. И точно так же, как друзья влияют на нас, мы способны влиять на них.

 

Что делать, если одноклассники не уважают.

Большинству людей важно, чтобы их уважали и принимали те, кто их окружает дома и на работе. Но если этого нет, как быть?

Прежде всего, попробуй понять, насколько для тебя это важно?

Твои одноклассники – кто они для тебя? Насколько значимо их мнение?

Конечно, легче учиться в том коллективе, где у тебя есть друзья и единомышленники.

Помни, что уважают тех людей, которые вносят весомый вклад в жизнь коллектива, ведут себя с достоинством, не унижая себя и других, с которыми интересно.

Чем ты можешь быть интересен для одноклассников?

  • Ты владеешь знаниями, которых нет у других? (знаниями, а не домашним заданием, которое можно легко списать и выдать за свое!)
  • Ты владеешь какими – то умениями, которые ценятся среди одноклассников: владеешь компьютером, разбираешься в музыке, занимаешься спортом?
  • Есть у тебя какое-нибудь дело, в котором ты достиг результатов?

Если ты хочешь, чтобы тебя уважали, воспитывай в себе чувство собственного достоинства и развивай качества, достойные уважения.

И помни: уважают того, кто уважает и самого себя, и других.

Замечаешь ли достоинства окружающих людей, ценишь ли их?

Когда окружающие не уважают и не ценят, – это тяжело и обидно.

Но просто так уважение не приходит.

Помни! Ты сам многое можешь изменить.

Надо только этого захотеть.

 

Верь, что жизнь тебя не оставит. Персидский поэт Низами формулирует это так: «За темнотой придет сиянье света, ты в это верь и будь неколебим!»

Пойми, что пережить твою неприятность можешь только ты, не перекладывай ее на плечи других, из этого ничего хорошего не получится. Прими случившееся как неизбежное.

Поделись с кем-нибудь своими переживаниями. Не замыкайся на своих проблемах, и больше общайся с друзьями и другими людьми.

Найди «образец»: т.е. такого человека, который выстоял в подобной или еще более сложной ситуации. Подумай, как он справлялся с проблемами.

Сделай выводы. Прими поражение как ценный урок, подаренный тебе жизнью. Теперь ты знаешь, что так поступать (полагаться на таких людей, не учитывать таких-то обстоятельств) не следует – в другой раз учти свой новый опыт.

Сравни свою проблему с другими. На фоне других проблем, имеющихся у разных людей, твоя может показаться не такой значительной.

Постарайся сосредоточиться на том, что есть в твоей жизни хорошего. Хорошее всегда перевешивает плохое, хоть ненамного. Если стресс «налицо», можно поплавать или покататься на велосипеде, чтобы хоть на время об этом забыть.

Не предавайся «генерализации» и «катастрофизации». Если тебя предал один человек, это совсем не значит, что «все такие» (генерализация). Если ты получил «2» - это еще не катастрофа.

Выполняй специальные упражнения, позволяющие управлять своим эмоциональным состоянием.

А еще старайся выглядеть как можно лучше (так, чтобы нравиться себе) и прилагай для этого соответствующие усилия (делай зарядку, танцуй, занимайся спортом, музыкой).

Если все же ты чувствуешь, что у тебя недостаточно сил, чтобы справиться с трудностями и тебе требуется помощь, не стесняйся ее попросить. Не надо этого стыдиться.

 

Упражнения для снятия стресса.

Комплекс 1.

Понадобится только стена:

  1. Нахмурь лоб, сильно напряги лобные мышцы на 10 секунд; расслабь их на 10 секунд. Повтори быстрее с интервалом в 1 секунду. Фиксируй свои ощущения.
  2. Крепко зажмурься, напряги веки на 10 секунд, расслабь на 10 секунд. Повтори упражнение быстрее.
  3. Наморщи нос на 10 секунд. Расслабь. Повтори быстрее.
  4. Крепко сожми губы. Расслабь. Повтори быстрее.
  5. Сильно упрись затылком в стену. Расслабься. Повтори быстрее.

Комплекс 2.

Если обстановка вокруг накалена и ты чувствуешь, что теряешь самообладание, комплекс можно выполнить прямо на месте, незаметно для окружающих.

  1. Напряги пальцы ног так сильно, как можешь. Расслабь их.
  2. Напряги и расслабь ступни ног и лодыжки.
  3. Напряги и расслабь икры.
  4. Напряги и расслабь колени.
  5. Напряги и расслабь бедра.
  6. Напряги и расслабь ягодичные мышцы.
  7. Напряги и расслабь живот.
  8. Расслабь спину и плечи.
  9. Расслабь кисти рук.
  10. Расслабь предплечья.
  11. Расслабь шею.
  12. Расслабь лицевые мышцы.
  13. Посиди спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда тебе покажется, что ты как будто медленно плывешь, - ты полностью расслабился.

Комплекс 3.

Это можно делать в любом месте. Сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на пол и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

  1. Считай от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох (выдох заметно длиннее вдоха).
  2. Закрой глаза. Снова посчитай от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхай и представляй, как с каждым выдохом уменьшается напряжение.
  3. Не открывая глаз, считай от 10 до 1. Представь, что выдыхаемый воздух окрашен в теплые тона. С каждым выдохом «цветной туман» сгущается, превращается в облака.
  4. Плыви по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Через неделю начни считать от 20 до 1, еще через неделю – от 30 и так до 50.

Комплекс 4.

Сядь на удобный стул, не скрещивая ног, ступни на полу. Расстегни тугую одежду и не напрягай ноги.

  1. Вытяни пальцы ног вперед, напрягая мышцы стоп и икр (10 секунд). Мгновенно расслабь мышцы. Сосредоточься на приятном ощущении расслабления. Повтори 3-5 раз.
  2. Опираясь пятками на пол, отгибай пальцы ног вверх, напрягая мышцы ступней и голеней. Так 10 секунд. Затем на 10 секунд расслабиться. Повтори 3-5 раз.
  3. Подними ноги на 10 см от пола, отгибая пальцы ног к себе. Оставайся в таком положении 10 секунд, расслабься, позволяя ногам упасть. Повтори 3-5 раз. Твои ступни, голень и бедра должны согреваться при расслаблении. 

 

Упражнения на преодоление напряжения и тревожности.

 1.     «Расслабление под музыку».

  • Сядь спокойно в комфортной позе, положи руки на колени.
  • Закрой глаза.
  • Медленно расслабь мышцы.
  • Представь, что ты находишься там, где очень хорошо  и не надо ни о чем беспокоиться (на пляже).
  • Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

2. «Продумай заранее».

  • Сядь в комфортной позе, закрой глаза.
  • Вообрази себя в трудной ситуации (конфликт с другом).
  • Постарайся почувствовать себя очень спокойно.
  • Подумай, что ты скажешь и что ты сделаешь.
  • Придумай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.

Время от времени выполняй задание перед тем, как окажешься в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

 2.     «Глубокое дыхание».

  • Считая в уме до 4, медленно сделай глубокий вдох.
  • Задержи дыхание и снова сосчитай до 4.
  • Считая в уме до 4, медленно выдохни.
  • Повтори процедуру: медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз. 

Как стать уверенным в себе?

Следует понять, что уверенность подобна деревьям – она не может сразу стать большой. Как и дереву, ей нужно время, чтобы прорасти, окрепнуть, набрать силу и, в конце концов, стать той внутренней опорой, которая позволит тебе справляться с самыми трудными и неприятными  ситуациями.

Слово «уверенность» происходит от слова «Вера», поэтому для начала поверь, что ты – уникальная, неповторимая личность, достойная признания, уважения и любви.

Выясни свои сильные, положительные качества. Если ты считаешь, что у тебя таких качеств нет, то ты очень сильно ошибаешься! Не бывает абсолютно отрицательных или абсолютно слабых людей. В каждом есть свои сильные стороны. Для этого можно обратиться  к родственникам или друзьям, ведь со стороны мы выглядим иначе, чем в собственных глазах.

Теперь нужно попросить близких чаще говорить тебе об этих сильных качествах, не забывая и самому их поддерживать и развивать.

Как и у любого человека, у тебя есть и слабости. Ты должен решить, от каких из них ты хочешь избавиться в первую очередь.

Не пытайся бороться со всем сразу. Действуй поэтапно, стараясь отмечать каждый, даже самый маленький успех в этой нелегкой работе. Ведь именно ощущение успешности является основой уверенности. Успех дает силы для последующих усилий.

И помни, что воспитание уверенности требует времени. И ускорить этот процесс очень сложно, а сломать – легко.

Главное – чтобы твое движение в сторону большей уверенности было последовательным, а его скорость может быть разной. 

 

Если случилось горе…

«Что делать, если ты потерял близкого человека и тебе без него плохо?» Горе после потери дорогого человека очень глубоко. Когда такое случается, от него нельзя убежать, спрятаться. Горе надо пережить. Принять его умом и сердцем.

Первая стадия – всегда шок, протест, одиночество. Кажется, что осознать потерю невозможно, все пусто, нет сна, аппетита. Часто возникает чувство вины. Не надо скрывать своего горя, если хочешь плакать – плачь,  в этом нет ничего постыдного.

Если есть друзья, родственники, близкие, - расскажи им о своих переживаниях.

Сходи  в церковь и помяни умершего. Христианство учит, что смерть – только переход из одного мира в другой. Церковь советует не только молиться, но и делать добро во имя умерших. Пройдет какое–то время, и тебе станет легче.

Переживай, но не уединяйся, старайся быть с друзьями, родными.

Занимайся делами, вспоминай умершего и твои отношения с ним. Если по-настоящему не изжить горя, его последствия могут подорвать здоровье, отразиться на психическом равновесии.

Люди, перенесшие горе, становятся взрослее, глубже, лучше, научатся сострадать другим.

 

Если ты или твой друг в отчаянии

Помни, что выход там же, где и вход.

Вспомни притчу про двух лягушек, попавших в кувшин с молоком. Одна решила, что бессмысленно что-то делать, сложила лапки и утонула. А другая барахталась до тех пор, пока молоко не превратилось в сметану, а затем в масло. И тогда лягушка смогла выбраться. Она хотела жить, она верила в спасение, но главное, она верила в себя и свои возможности.

Когда другу плохо, предложи ему:

  • съесть мороженое или что-нибудь вкусненькое;
  • принять душ;
  • поговорить с кем-нибудь из взрослых.

В жизни бывают трудности, которые кажутся неразрешимыми, но люди каким-то образом поднимаются над ними, решают свои проблемы, или учатся жить с этими трудностями.

Запомни:

Ты можешь изменить в своей жизни многое.

Чтобы с тобой ни случилось, всегда помни – ты не одинок. Во всем мире и, возможно, рядом с тобой есть люди, которым тоже плохо, может быть – даже гораздо хуже, чем тебе. Посочувствуй тем, у кого нет собственного дома, кто страдает от тяжелых ран и болезней, кто подвергается обидам и несправедливости. И ты почувствуешь, что твоя собственная беда – вовсе не исключительная, ее можно пережить и справиться с нею. Как это и делают другие люди. Думай не только о себе. И тогда твое собственное несчастье не покажется  таким тяжелым.

Никто не бывает удачлив каждый день. Даже у великих людей случаются в жизни большие беды и неудачи. Помни об этом и о том, что твоя беда не самая страшная. Люди находят в себе силы справиться с неудачами, значит и у тебя получится!

Любая неприятность – временная, ни одно огорчение, ни одна обида не останутся с тобой навсегда.

Переживать их не совсем приятно, поэтому попробуй с ними расстаться:

  • Вспомни, какие неприятности случались с тобой год назад. Что ты тогда чувствовал? Что ты чувствуешь теперь? Прошел год, как ты относишься к случившемуся тогда?
  • Задумайся, что беспокоит тебя сегодня? Чего ты боишься? О чем переживаешь? А теперь представь, как ты будешь относиться к этому через год?
  • Сколько, по-твоему, должно пройти времени, чтобы человека перестали беспокоить сегодняшние заботы и неприятности?

Если твой друг находится в трудной жизненной ситуации – ПОМОГИ ЕМУ!

 

Если ты в отчаянии

  • Старайся искать позитив в любой ситуации. Радуйся всему!
  • Из каждой ситуации есть выход, просто нужно постараться увидеть его.
  • Надо искать в себе силы, которые помогут жить. Жизнь проверяет нас на прочность, не надо сдаваться, надо идти к своей цели, мечте.
  • Люди! Наша жизнь – самое дорогое, что есть на свете у любого. Но она очень хрупка! Берегите ее! Делайте для нее самое лучшее, ведь вы делаете это для себя. Абсолютно каждый в силах сделать себя счастливым, главное  - не лениться. Радуйтесь каждому дню, каждому лучику солнца, каждому дуновению ветерка! Улыбнитесь каждому прохожему. Проявляйте доброту, благожелательность, помогайте людям – и вам все это вернется.

Если переживания тебя слишком тяготят, ими необходимо поделиться с тем, кто выслушает тебя со вниманием и участием.

Нет тупиковых ситуаций, всегда множество путей выхода.

В любой неприятности можно найти свои положительные стороны.

Душевного благополучия способен достичь тот, кто стремится чего-то добиться. Поэтому лекарство от кризиса – не мучительное «самокопание», а реальное дело, в котором можно достичь осязаемых успехов.

Нужно выстроить в перспективный план свои ближайшие и отдаленные цели: что будет через 1 год? Через 2? 5 лет? Что для этого потребуется? Кто сможет мне в этом помочь?

Человек жив, пока он к чему – то стремится.


Рекомендации воспитателям

Что делать, если одноклассники не уважают? (для беседы с учениками, изолированными и пренебрегаемыми в классе).

Если твои одноклассники дороги тебе и ты хочешь заслужить их уважение, то нужно серьезно разбираться с тем, что происходит.

Как правило, уважают тех людей, которые вносят весомый вклад в жизнь коллектива, ведут себя с достоинством, не унижая себя и других, с которыми интересно.

Чем ты можешь быть интересен для одноклассников?

Ты владеешь знаниями, которых нет у других, и готов ими поделиться (знаниями,  а не домашним заданием, которое можно легко списать и выдать за свое!) Ты владеешь какими-то умениями, которые ценятся среди одноклассников: разбираешься в музыке, танцах и т.д.?

Может быть, ты готов взять на себя ответственность при решении каких-то сложных вопросов, т.е. выступать в роли лидера?

Есть у тебя какое-нибудь дело, в котором ты достиг результатов?

Если ты хочешь, чтобы тебя уважали, воспитывай в себе чувство собственного достоинства и развивай качества, достойные уважения.

И помни: уважают того, кто уважает и самого себя, и других.

Замечаешь ли достоинства окружающих людей, ценишь ли их?

Когда окружающие не уважают и не ценят, - тяжело и обидно. Но просто так уважение не приходит.

 

Текст для беседы воспитателя с учащимися с целью разрешения конфликта.

От конфликта нельзя отмахнуться, его можно только разрешить. Однако, это трудно. Нужно думать, объективно оценивать свои и чужие поступки, искать первопричину… Как это сделать, если страсти кипят и переполняют негативные эмоции?

Чтобы чувства немного остыли, надо побыть одному, успокоиться. Не начинай выяснять отношения, пока не будешь готов  к более или менее спокойному разговору.

Решение конфликта редко лежит на поверхности, чтобы его отыскать, необходимо ответить на 3 очень важных вопроса:

  1. что происходит;
  2. кто включен в происходящие события (между кем конфликт);
  3. что, какие интересы заставляют участвовать в конфликте?

Прежде всего, задумайся о себе, какие твои собственные интересы затронул этот конфликт?

Подумай о другом человеке. Ведь он тоже попал в конфликт не из вредности. Ситуация задела его за живое. Чем именно? Какие свои права он отстаивает?

Итак, дай своим чувствам остыть и поразмышляй о причинах конфликта и его участниках. Теперь можно встретиться со своим оппонентом.

Конфликты являются неотъемлемой частью повседневной жизни людей. При кажущейся на первый взгляд негативной окраске, конфликты часто приводят к созиданию нового, более совершенного способа взаимодействия.

Житейский конфликт лучше решать на основе компромисса.

Правила решения житейских конфликтов:

  1. Выясните как можно точнее, в чем именно дело, какова причина разногласий.
  2. Постарайся найти максимальное количество вариантов решения конфликта.
  3. Оцени их и выбери тот, который максимально соответствует интересам всех сторон конфликта, договоритесь действовать в соответствии с ним.
  4. Обязательно следуйте договоренностям, которых вы достигли.
  5. Обсудите, что предпримите, если дела пойдут не так, как вы хотели. 

 Рекомендации по формированию навыков жизнестойкости

 С целью снижения уровня тревожности учащихся, необходимо:

1. Обеспечить психологическую атмосферу, способствующую развитию чувства  защищенности и межличностной надежности.

2. Не допускать авторитарного стиля общения с учениками.

3. Способствовать снятию мышечных зажимов (динамические паузы).

4.Оптимизировать те области, с которыми связаны «зоны уязвимости».

Для повышения самооценки:

1. Не сравнивать ученика с другими; оценивать его деятельность в сравнении с собственными результатами.

2. Не допускать негативных высказываний о подростке, юноше или девушке.

3. Принимать ребенка таким, какой он есть.

4. Поощрять за малейший успех.

5. Можно вести список достижений, положительных качеств, достоинств.

6. Использовать прием опережающей похвалы.

 Для формирования объективной самооценки у ребят с завышенной оценкой себя:

  1. Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам.
  2. Вслух оценивайте возможности и результаты деятельности.
  3. Поощряйте в ученике инициативу, дайте возможность проявить свои сильные стороны. Но и не забывайте похвалить других в присутствии учеников с завышенной самооценкой.
  4. Не сравнивайте учеников друг с другом (особенно в их присутствии), а только с самим собой, с его собственными достижениями.